*******
Психолого–педагогическое сопровождение
профильного обучения
Основным вопросом, с которого начинается планирование деятельности при реализации любых видов работ психолога, является определение цели и задач деятельности, анализ применимости результатов в учебно-воспитательном процессе. Важно определиться в том, что ни одна цель в воспитательно-образовательном процессе не может быть достигнута силами только школьного психолога или социального педагога. Компетентный подход к новым технологиям учителей-предметников, классных руководителей, заместителей директоров школы, родителей может обеспечить действительно эффективную целесообразную работу. В первую очередь это касается психолого-педагогического сопровождения профильного обучения.
Цель психологического сопровождения профильного обучения: формирование психологической готовности к выбору профессии, содействие в профессиональном и личностном самоопределении учащихся.
Задачи психологического сопровождения:
- мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся на протяжении всего периода обучения;
- выявление интересов, склонностей и способностей учащихся, содействие в формировании представлений о мире профессий и характере труда;
- психологическая диагностика при отборе учащихся в допрофильные классы;
- психологическая поддержка углубленной профориентации учащихся на этапе перехода в профильные классы;
- содействие в профессиональном и личностном самоопределении старшеклассников
Работа педагога-психолога по обеспечению данного вида деятельности начинается уже с первых лет обучения ребенка в школе, когда на этапе первого психодиагностического минимума анализируется структура общего интеллекта, выделяются группы детей, имеющих особенности интеллектуальной деятельности, в том числе повышенные умственные способности, специальные способности, определяются направления индивидуальной и групповой развивающей работы. Параллельно с этой работой на классных часах педагоги вводят учащихся в мир профессий.
Цель допрофильной подготовки – выявление интересов, склонностей, формирование представлений о мире профессий и характере труда. Уже в пятом классе могут быть предъявлены первичные карты интересов, анкеты. Безусловно, четкой картины предпочтений еще не будет, и это объясняется особенностями возраста, тем не менее, такие исследования внесут вклад в изучение динамики формирования интересов и склонностей и дадут основу для рефлексии своих способностей учащихся.
*******