Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму
Стародорожского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Гимназия №1 г.Старые Дороги"
Рекомендации родителям
по профориентации старшеклассников
Вместе, но не вместо
Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Мы хотим, чтобы они получили надёжную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определённые представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительнее. Кто-то из нас считает, что выбор профессии целиком зависит от самого подростка, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной работы. Кто же несёт ответственность в таком непростом деле, как выбор будущей профессии?
Для родителей важно отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший ребенок подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учёба его тяготит, он воспринимает её как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.
Профессиональное самоопределение - событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа - важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором, то есть, сам подросток.
********
7 шагов к решению
Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.
К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.profguide.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.
ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном варианте не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.
Элитность профессии не всегда хороша для ребёнка
- Вы должны помнить, что самые главные учителя ребёнка – это вы.
- Хорошие оценки ребёнка в школе ещё не означают, что он хорошо преуспеет в жизни. Жизнь, в которую он вступает, - это новая учёба. Помимо полученных знаний необходимо осознанно подойти к выбору будущей сферы деятельности.
- Вы помните своего ребёнка маленьким, когда он только начинал ходить? Он падал, вставал, снова падал, снова вставал. Так может быть и во взрослой жизни. Помогайте ему вставать, анализируйте причины неудач, подсказывайте! Ведь вы знаете своего ребёнка лучше всех. И вы можете ему помочь во многом – в том числе и при выборе профессии. Вы лучше чувствуете, к чему у него лежит душа.
- Не убивайте в детях инициативу! Разбросанные в комнате провода, болтики, выкройки, рисунки, вырезки указывают на определённое увлечение. Увлечение, склонность – это начало выбора профессии, познание того, что потом пригодится в жизни.
-Помните! Советуя что-то детям при выборе профессии, вы излагаете свои предпочтения, т.е. то, что нравится больше вам. Но это необязательно может интересовать вашего ребёнка. В мире нет двух одинаковых листьев, двух одинаковых отпечатков пальцев, двух одинаковых людей. Подсказывайте, обсуждайте, взвешивайте, но принимать решение предоставьте своему ребёнку. Он лучше знает, к чему его больше влечёт.
- По-разному дети усваивают школьный материал. Не всегда способны развить свои способности. Помогите детям их узнать и раскрыть. Может, ваш ребёнок окажется способным к освоению профессии через практику. Привлекайте его к различным видам деятельности, дайте возможность проявить себя.
- Погружайте в «среду» профессии. Если ребёнок слышит беседы родителей об их профессиональной деятельности, то он постепенно погружается во все тонкости данной работы. Ваше отношение к профессии передаётся детям. Если вы любите своё дело и между вами и детьми есть взаимопонимание, то вполне вероятно, что они заинтересуются вашей профессией. Однако не стоить ограничивать знакомство ребёнка только со своей профессией. Пусть ребёнок познакомится с самыми разными областями человеческой деятельности.
Пятёрка самых востребованных профессий по данным кадровых агентств:
1. Специалисты в сфере IT-технологий, программисты, компьютерщики. Дефицит данной категории профессионалов, по мнению экспертов, в Беларуси будет с каждым годом только расти. Да и зарабатывают они весьма прилично.
2. Рабочие строительных специальностей. Из-за финансового кризиса многие квалифицированные работники строительных организаций уехали или планируют уехать из Беларуси в соседние страны, в первую очередь – в Россию. Поэтому нехватка данных специалистов в нашей стране в данный момент очень велика.
3. Медицинские работники – медсёстры, фельдшеры, врачи. Сейчас в нашей стране наблюдается острая потребность в заполнении вакансий медперсонала. Поэтому те, кто пойдёт учиться в эту сферу, никогда не будет безработными.
4. Инженерно-технические специалисты. Данные профессии были востребованы в Беларуси всегда. Скорее всего, эта тенденция сохраниться и в дальнейшем.
5. Продавцы, кассиры. Торговые сети как в Минске, так и в других городах Беларуси на данный момент развиваются весьма успешно, поэтому потребность в данных специалистах будет только возрастать.
Также весьма востребованы водители городского транспорта, бизнес - аналитики, тестировщики, специалисты внешнеэкономической деятельности, владеющие иностранным языком. Весьма перспективны профессии логиста, дизайнера, архитектора, переводчика и банковского работника. А в сельской местности нужны трактористы, водители, операторы машинного доения, зоотехники, ветврачи и агрономы.
Пятёрка специалистов, которые чаще других находятся в поиске работы, выглядит следующим образом:
1. Бухгалтер. Несмотря на то, что такой специалист нужен практически любой фирме, белорусов с дипломом бухгалтера слишком много. Сегодня на рынке труда наблюдается переизбыток этих специалистов.
2. Экономист. Всё вышесказанное про бухгалтера применимо и к этой специальности.
3. Юрист. Специалистов с юридическим дипломом в Беларуси, как говориться, пруд пруди. Данная ситуация сохранится в нашей стране ещё достаточно долго, так что лучше трижды подумать, прежде чем поступать на юридическую специальность.
4. Специалист или инспектор по кадрам.
5. Секретарь.
*********
Рекомендации родителям по профориентации
1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.
Вместе, но не вместо
Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит.
С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.
свернуть