Яндекс.Метрика

Советы психолога

Признаки зависимости от азартных игр

развернуть

Внимание! Признаки зависимости от азартных игр

Алкоголизм, наркомания, компьютерная зависимость, зависимость от азартных игр — это все понятия, стоящие в одном ряду. Механизмы формирования всех зависимостей, к сожалению, одни и те же. Как правило, в их основе чаще всего лежат и похожие психологические механизмы.

В самостоятельное заболевание зависимость от игры — гэмблинг, лудомания, игромания, — была выделена совсем недавно. Сейчас к ней относятся так же, как и к другим зависимостям — алкоголизму, наркомании.

Выделяют такие симптомы «игровой наркомании»:

1. Каждый день, без пропусков, играете на компьютере;

2. После начала игры теряете чувства времени;

3. Не хочется оставлять игру незавершенной;

4. Едите без отрыва от монитора;

5. Не признаете, что слишком много времени проводите за игрой на компьютере;

6. Окружающие начинают упрекать вас тем, что вы проводите много времени возле монитора;

7. Не прекращаете игру, если достигнете какой-то уровень сложности, идете дальше;

8. Сравниваете свои результаты со старыми и гордитесь этим, сообщаете об этом всем, ком только можно;

9. Играете в разгар работы, учебы;

10. Как только члены семьи направляются из дома, бросаетесь к компьютеру и с чувством облегчения начинаете играть.

Классический сценарий быстрого развития игровой зависимости таков: человек, только что познакомившийся с той или иной игрой, практически тут же становится обладателем крупного выигрыша. Подавляющее большинство людей в данном случае не принимают решения остановиться на этом, а продолжают делать ставки с целью обрести еще больший доход. Это, в конце концов, приводит к исчезновению как выигрыша, так и начального капитала. Горький опыт не служит поводом прекратить пагубное увлечение азартными играми. Наоборот, проигрыш разжигает еще большее желание возместить потерю, и человек продолжает играть в ущерб себе. Такой особенностью психического поведения по отношению к азартным играм большинства людей пользуются игорные дома и казино. Они зачастую специально сразу дают новичкам выиграть, чтобы у тех возникло желание играть дальше и дальше ради еще большей прибыли.

В отличие от родственных заболеваний наркомании и алкоголизма, эта более близка к психическим болезням, не затрагивает физического здоровья. Но принцип самого влечения у нее схож. Если при наркомании и алкоголизме физические симптомы указывают на болезненное состояние, то в случае игромании такого естественно не наблюдается.

Букмекерские конторы: выигрывают они, проигрываешь ты

свернуть

Профилактика аутоагрессивного поведения

развернуть
Аутоагрессия: что это такое в психологии?

Понятие аутоагрессия охватывает все ситуации, при которых человек осмысленно наносит вред себе или совершает опасные для своей жизни и здоровья действия. Обычно это способ справиться с тяжелыми эмоциями или ощущением крайней формы страдания. Аутоагрессию описывают, как внутренний крик.

             

 

Спектр аутоагрессивных действий очень широк: от самоунижения, причинения себе сиюминутной боли (селфхарм) до саморазрушающей деятельности, которая может иметь отдаленный негативный прогноз. Алкоголизм, злоупотребление лекарствами, ожирение, пренебрежение безопасностью, занятие опасными видами спорта, сексуальные девиации относят к аутоагрессии, если поведение вызвано сознательными или бессознательными мотивами навредить себе. Если вы заметили шрамы от порезов или другие следы выражения аутоагрессии у ребенка, учтите, что это ни в коем случае не попытка самоубийства, не всегда способ привлечь внимание или крик о помощи.   

Для большинства подростков это попытка убрать тяжелые мысли, грусть или стресс.

Аутоагрессия — это серьезная проблема. Она реальна.

свернуть

Советы учащимся по позитивному отношению к жизни «Секреты хорошего настроения»

развернуть

1) Каждый день вечером (перед сном) вспомните - что самого заметного и хорошего произошло с Вами за день.

2) Делитесь своими успехами и достижениями с другими людьми.

3) Заряжайте себя и окружающих хорошим настроением.

4) В ситуациях, когда Вам трудно и нет настроения, вспоминайте веселые истории и анекдоты, и рассказывайте их другим людям.

5) Не бойтесь смеяться над собой, над тем, что смешно.

6) Чаще улыбайтесь.

7) Оценивайте любую ситуацию с позиции потенциальной возможности, задавая себе вопросы: «Как я могу это использовать?», «Что еще я могу сделать в этой ситуации?». Извлекайте из этого уроки и полезный опыт.

Упражнение «Позитивное мышление». Сядьте поудобнее, положите руки на верхнюю поверхность бедер и расслабьте плечи (10 сек). Закройте глаза. Представьте себе, что вы идете через красивую спокойную местность. Вы видите зеленые луга и мирно пасущихся животных. Вы подходите к маленькому озеру, видите на берегу скамейку. Вы садитесь на нее и прислушиваетесь к плеску воды. Вы сидите в этом спокойном месте. В вас проникает покой. Вы чувствуете его в себе и вокруг. Вы говорите себе: «Я совершенно спокоен». Достаточно, если вы тихо произнесете про себя эту фразу или просто представите себе, что вы совершенно спокойны (20 сек). Вы все еще сидите на скамейке совершенно спокойно и расслабленно — вы думаете об учебе в школе. Вы знаете, что у вас есть способности к учебе, и вы можете положиться на себя даже в трудной ситуации. Почувствуйте, что вы все можете: «Я могу положиться на себя». Когда вы так сидите спокойно и уверенно, вы твердо знаете, что ваша учеба в будущем будет успешной. Вы думаете о своих планах и говорите себе: «Я все сделаю». Вы ощущаете покой и уверенность. Вы уходите полными уверенности в себе. Вы наслаждаетесь чувством покоя, уверенности и безопасности. Вы говорите про себя: «Я все могу». Теперь потянитесь, глубоко вдохните и выдохните... откройте глаза. Вы спокойны, полны уверенности в себе, и ваша работа, конечно же, будет успешной.

свернуть

Как находить хорошее в …плохом???

развернуть

В практической психологии много интересных приемов, методик, «фишек», цель которых – помощь в решении самых разных психологических проблем. Один из таких способов – техника рефрейминга.

Не пугайся страшному и непонятному слову: в переводе с английского языка «frame» – «рамка», а выражение «toreframe» означает «поместить в новую рамку» (картину или фотографию).

Помнишь знаменитое «Не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней»? Вот это как раз и есть рефрейминг. Благодаря ему ты увидишь что-то в своей жизни, что кажется тебе плохим, неудачным, глупым, под совсем иным углом зрения. Иначе говоря, придумаешь для своей ситуации «новые рамки» и избавишься, наконец, от привычных старых, мешающих тебе справиться с твоими страхами и негативными эмоциями.

Человек вообще склонен мыслить стереотипами. Он частенько не задумывается об иных вариантах выбора, кроме одного-двух. Мы буквально «загоняем» себя в тесные оковы своих представлений о том, как «должно быть». И потом сами же страдаем от собственных узких взглядов на происходящее. Рефрейминг помогает выйти за эти рамки.

Как применять эту технику? Всякий раз, когда с тобой происходит какая-то неприятность, сосредоточься не на минусах («Почему у меня все так ужасно???В чем я провинился???»), а на поиске позитивных моментов в том, что случилось. Вот некоторые приемчики, как же это сделать:

  1. Сравни свою ситуацию не с теми, у кого она лучше (что мы обычно делаем), а с теми, кому сейчас хуже, чем тебе. Ты удивишься – оказывается, у тебя далеко не худшее положение дел на планете. Очень помогает осознать ценность того, что ты имеешь. Ведь у кого-то нет и сотой доли всех тех благ, которыми ты обладаешь. Например, ты живешь в полной семье. А кто-то – в детдоме или его родители бьют/пьют. Или, скажем, у тебя украли телефон. Спасибо, что не избили, что тоже бывает.
  2. Используй слово «зато»:

– да, ты высокая девушка по сравнению с твоими одноклассниками, и порой тебе не удается найти подходящую по размеру одежду. ЗАТО ты всегда в центре внимания, тебя всегда «видят». И еще ты запросто дотягиваешься до вещей на верхних полках;

– да, ты бываешь слишком эмоциональна. ЗАТО благодаря этому легко «заводишь» любую публику, вдохновляешь, ведешь за собой как лидер. И еще ты искренний человек, не двуличный, все твои чувства как на ладони. Искренность – такая редкость, она ценится на вес золота.

Потренируйся в рефрейминге прямо сейчас. Предложи по 2-3 варианта того, что позитивного можно найти в следующих ситуациях/проблемах:

  1. Предательство лучшего друга
  2. Переход в новую школу (в старой был дружный класс, много друзей)
  3. Слишком застенчив, неуверен в себе
  4. Получил двойку за контрольную работу по алгебре
  5. Сорвалась долгожданная поездка на море летом, останешься в городе

Всякий раз, когда ты ловишь себя на мысли, что все хуже некуда, переключайся на поиск того хорошего, что содержит в себе это «плохое». Ведь у каждой медали есть две стороны. Вспомни те проблемы, которые уже случались с тобой раньше, и переформулируй свое отношение к ним. Ответь себе на вопросы: чему меня научила та неприятная ситуация? какой полезный урок я получил, который поможет мне избежать ошибок в будущем? что меня, несмотря на все произошедшее, тогда порадовало или могло порадовать?

Напоследок – история, отлично иллюстрирующая технику рефрейминга:

«Одна довольно известная фирма по производству обуви приняла проект о начале экспорта своей продукции в Индию. Для того, чтобы изучить рынок, руководство фирмы отправило двух самых лучших экспертов в эту страну. Они разделились и поехали по провинциям для того, чтобы собрать информацию о потенциале будущего рынка сбыта.

Прошло несколько дней и один из экспертов вернулся со словами:

— Здесь никто не носит обувь. Не тратьте зря время на освоение этого рынка!

Второй эксперт все еще находился в Индии и ничего не знал о выводах сделанных его коллегой. Через некоторое время в компанию пришел факс от него: «Господа, количество предполагаемого экспорта можно увеличить в три раза. Здесь еще никто не носит обуви!».

свернуть

Памятка о жизнеутверждении для подростков

развернуть

В жизни КАЖДОГО из нас, независимо от возраста, пола, профессии, семейного положения, темперамента, успешности в учебе и творческой деятельности, случаются моменты, когда сложно справиться со своими эмоциями. Нас охватывает раздражение, паника, печаль…

Когда такое случается, люди реагируют по-разному. Интересно, что есть два основных способа реагирования – стресс льва и стресс кролика. Те, кто испытывает стресс кролика, замыкаются в себе, опускают руки, отчаиваются. Это слабые люди.Те же, кто испытывает стресс льва, - наоборот, находят в себе новые силы, они не хотят сдаваться и проживают сложные ситуации.

МЫ НЕ МОЖЕМ ВСЕГДА РЕАГИРОВАТЬ ОДИНАКОВО, НО В НАШЕЙ ВЛАСТИ ВЫБИРАТЬ: БЫТЬ СЛАБЫМ ИЛИ СИЛЬНЫМ

Знаешь, на самом деле практически все люди, добившиеся в жизни успеха (в том числе известные всему миру), когда-то, может и не раз, были в тяжелых ситуациях и смогли их преодолеть:

  • Великий Альберт Энштейн в свое время был исключен из гимназии за неуспеваемость, но, развиваясь в своем темпе, достиг всемирно известной популярности, внеся огромный вклад в развитие науки;
  • почти все самое значительное композитор Людвиг Ван Бетховен создал с ослабленным слухом и при полной глухоте.

В 1808 году у композитора почти не осталось надежд на возвращение слуха. Тогда появилось наиболее известное произведение — 5-я симфония. Ее идею Бетховен выразил словами: “Борьба с судьбой”. Средствами музыки композитор дал представление о своем душевном состоянии в последние годы. Его вывод: сильный человек может справиться с роком. К 1814—1816 годам Бетховен оглох настолько, что полностью перестал воспринимать звуки. С людьми он общался при помощи “Разговорных тетрадей”. Собеседник писал вопрос или реплику, композитор их читал и устно отвечал. Бетховен перенес и этот удар. Он создает пять значительных фортепианных сонат и пять струнных квартетов. Вершиной является написанная за два года до смерти “Эпическая” девятая симфония с одой “К радости”. Начинаясь трагически, симфония завершается светлыми образами.

  • известный тебе Кристофер Рив, сыгравший Супермена, в 1995 году в Вирджинии был парализован ниже плеч, не мог самостоятельно дышать, а говорить мог лишь при помощи вставленного в трахею аппарата. Но он продолжал жить и работать.

Его день начинался ранним утром с восстановительной гимнастики и занятий на специальных тренажерах. Он много времени проводил со своими детьми. Играл с Уиллом (сын) в шахматы, смотрел с ним хоккейные матчи. Они даже устраивали гонки по дому: велосипед Уилла против кресла Кристофера. Рив много путешествовал по стране, выступая в различных общественных организациях и университетах. Он проводил кампании за улучшение качества жизни инвалидов и участвовал в сборе средств на исследования в области спинномозговой хирургии. Несмотря на почти полный паралич,Кристоферу удалось выступить в кино в качестве режиссера. Он поставил фильм "В сумерках". Также он сыграл в римейке триллера Хичкока "Окно" прикованного к инвалидному креслу фотографа, помогающего раскрыть убийство. Супермен удостоен национальной американской награды "За мужество". Последние годы Кристофер Рив работал над книгой, рассказывающей о его жизни и борьбе с несчастьем. Это был поистине героический труд, потому что книгу Рив писал сам, используя управляемый голосом компьютер. Одна из целей этой книги, как заявляет Кристофер, - помочь людям понять, что полноценно жить со сломанным позвоночником вполне реально и своим примером вдохновлять их на мужество по отношению к собственным невзгодам.

- ТЫ СПРОСИШЬ, КАК НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ СИЛЬНЫМ?

ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПУТЕЙ – ВКЛЮЧИТЬСЯ В ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ДРУГИМ.

ОСТАВАТЬСЯ ОТКРЫТЫМ,

ПОМНИТЬ, ЧТО ТЫ ПОЛЕЗЕН МИРУ,

ПРОСТИТЬ СЕБЯ ЗА ОШИБКУ И ИДТИ ДАЛЬШЕ,

ПРИНЯТЬ СИТУАЦИЮ И ИЗВЛЕЧЬ УРОКИ,

ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ КОМУ-ТО ТЕБЕ ПОМОЧЬ

Помни, мы не одиноки, пока мы не начинаем считать себя одинокими…

ВНИМАНИЕ!!!

Когда тебе тяжело, ты можешь обратиться:

  • к родителям. Знаю, что трудно вот так взять и рассказать о проблеме, но родители – те, кому выпало счастье привести ТЕБЯ в этот мир;
  • к классному руководителю (или педагогу, которому доверяешь). Учителя существуют не только для передачи знаний, но и опыта проживания разных ситуаций;
  • к школьному психологу. Конечно, это не волшебник, который моментально избавит от проблемы, но сочувствующий врач, который поможет ТЕБЕ достойно выйти из сложившейся ситуации, ВЕДЬ ВЫХОД ЕСТЬ ВСЕГДА, ПРОСТО ПОРОЙ НАМ ТЯЖЕЛО ЕГО НАЙТИ;
  • радостно, если у тебя также есть друзья,знакомые, родственники,которые помогают справляться с тревогами.

Похоже, тебя заинтересовала эта памятка? Тогда маленький сюрприз 

Вот несколько ПОЗИТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЖЕСТОВ, которые помогут тебе САМОСТОЯТЕЛЬНО попробовать изменить свое внутреннее состояние:

  • сделай красивую, ровную осанку: распрями плечи, грудь вперед, голову гордо подними вверх;
  • улыбнись (себе в зеркале, окружающим предметам, людям или просто так). Удерживай улыбку как минимум 10 минут!!!
  • с криком «Yes!» вскинь руки вверх!

УДАЧИ ТЕБЕ!

свернуть

Если ты новенький...

развернуть

Ты пришёл в хорошую школу – будь в этом уверен! 

Однако любому человеку: и взрослому, и ребёнку требуется время, чтобы привыкнуть к новым условиям. Обычно адаптация длится от 3 до 7 неделей. Вполне естественно, если в это время тебе будет трудно. Не унывай!

"Человека встречают по одёжке…" Старайся выглядеть опрятно. Хорошо, если причёска и одежда соответствуют моде. Но не переусердствуй, чтобы не вызывать раздражение  окружающих.

Будь дружелюбным и приветливым, не стесняйся проявлять инициативу в общении.

Следи за своей физической формой. Не обязательно быть спортивной "звездой", но уметь играть в популярные спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, теннис…) было бы хорошо. А хорошо играть, ещё лучше. Это повысит твой "рейтинг".

Чтобы нравиться окружающим, надо быть интересным. Наверняка у тебя есть какие-то особые умения, способности, чем ты можешь гордиться. Занимайся спортом, музыкой, читай, общайся.

Чтобы появились друзья, надо общаться. Не замыкайся «в себе», старайся проявлять инициативу в общении, корректно поддерживать разговоры с одноклассниками.

Если что-то не получается, "навалились" проблемы – не отчаивайся. Поговори с родителями, учителями, психологом – тебе обязательно помогут!

свернуть

Методы для тренировки памяти

развернуть

 Чтобы запомнить, например, телефонный номер 231-97-75, можно разбить все цифры на группы и придумать для каждой группы простую ассоциацию. Например: 23 — возраст брата, 1977 — год рождения сестры, 5 — месяц ее рождения. Вместо семи единиц информации стало всего три, да и те относятся к семье.  Для запоминания имен новых знакомых можно использовать такой метод: повторять имя вслух (например, часто обращаясь к нему по имени). Известно, что слуховая информация дольше удерживается в памяти, нежели визуальная (правда, это верно не для всех), поэтому для запоминания номера телефона, который вы увидели написанным, повторите его вслух несколько раз.

Мнемонический метод. Для облегчения запоминания какого-то списка несвязанных слов придают ему другую структуру и смысловую нагрузку. Всем с детства известно, как запомнить по порядку все цвета радуги (для тех, у кого еще не было детства, сообщаем: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан" - "Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый").

Есть и другие примеры. Астрономы запоминают порядок планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) с помощью такой фразы: "Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка", а математики — цифры числа "пи" (3,14159265358979) фразой "How I want a drink, alcoholic of course, after the heavy lectures involving quantum mechanics" (или по-русски примерно, сохранив мнемоническое правило, так: "Как я хочу и желаю надраться до чертей после сих тупых докладов, наводящих тяжелую депрессию"). Здесь используется количество букв в словах.

******

свернуть
Ещё в этом разделе
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЕМ РОЖДЕНЬЯ И ЮБИЛЕЕМ!